Результаты поиска

Cрок отведенный для голосования истек

Опубликовано 09.02.2014

Необходимо 20 000

Собрано   6.85% 1 369

Против 12

Экономика

Транспорт и дороги

Запретить приватизацию локомотивного парка РЖД и сократить долю частного вагонного парка

Железнодорожная система СССР создавалась не как средство извлечения прибыли многочисленными частными собственниками, а как объект стратегической инфраструктуры, задачей которого является наиболее эффективное обслуживание промышленности страны при минимальных издержках.

Данная задача была успешно решена советскими проектировщиками: имея в три раза меньшую протяженность сети, чем в США, железнодорожная система СССР не уступала им в пропускной способности и грузообороте благодаря исключению излишнего дублирования и повышению интенсивности использования подвижного состава засчет единого плана и координации грузопотоков.
При этом по показателям операционной эффективности использования вагонного парка (коэффициент средних операций, коэффициент порожнего пробега, среднее время простоя) советские железные дороги были лучшими в мире, многократно опережая системы других промышленно развитых стран.

После начала кампании по приватизации вагонного парка и его передачи частным операторам в 2001 году показатели эффективности железных дорог начали резко падать. За период 2001-2011 на фоне роста доли частного вагонного парка до 45%:
- среднее время простоя вагона увеличилось с 10 часов до 55 часов;
- коэффициент сдвоенных операций упал с 54% до 8%;
- норма порожнего пробега возрасла с 25% до 40%.

При этом пресловутая "конкуренция" и "частная инициатива" не только в разы обрушили показатели эффективности железных дорог, но и привели к значительному росту тарифов. По данным ФАС превышение тарифов частных операторов над тарифами РЖД на грузовые перевозки в Уральском и Дальневосточном федеральных округах составляет до 200%.

Результатом подобной картины стала общая дезорганизация системы железнодорожных перевозок, сбои в графиках отгрузки продукции промышленными предприятиями (к примеру, один только Нижнетагильский металлургический комбинат в 2011г. не смог отгрузить 260 тыс. тонн грузов), "пробки" и "узкие места" на железных дорогах. За решением этих проблем предприятия нередко вынуждены напрямую обращаться к региональным властям (к примеру, в ситуации с отгрузкой угля в Кемеровской области в 2013г.).

Фундаментальной причиной данной проблемы является различие в целях и мотивах частных операторов и государственной естественной монополии. Архитектура железных дорог СССР целенаправленно создавалась для работы в условиях единого плана грузоперевозок и централизованного управления, а ее задачей была не максимизация прибыли, а наиболее эффективное решение стратегической задачи по транспортному обеспечению предприятий. Частный оператор же заинтересован исключительно в максимизации прибыли при игнорировали операционной эффективности эффективности и интересов промышленности, в результате чего железные дороги парализаются массой частных вагонов, стоящих в ожидании выгодного заказа, в то время как где-то предприятия не могут отправить грузы по разумной цене.
Парадоксом такого "развития конкуренции" является и то, что РЖД даже предоставляя предприятиям большую надежность перевозок по более низким тарифам не может победить их в конкурентной борьбе, поскольку доля компании на рынке принудительно ограничивается. Результатом становится то, что некоторые крупные металлургические предприятия оказываются вынуждены приобретать собственные вагоны.

Однако этого мало: лоббисты частных операторов при поддержке определенных кругов в руководстве ФАС активно продвигают идею приватизации не только еще большей доли вагонного парка, но и локомотивов, что может привести к полному хаосу в грузоперевозках.

Для решения сложившейся проблемы необходимо:
1) Одназначно запретить приватизацию локомотивного парка, определив его как объект естественной монополии.
2) Остановить курс на приватизацию вагонного парка, рассмотреть вопрос о его деприватизации и выкупе в пользу РЖД.
3) Зафиксировать статус РЖД как естественной монополии с соответствующим госрегулированием.
4) Разработать программу повышения показателей операционной эффективности железных дорог до советского уровня.

Cрок отведенный для голосования истек

Обсуждение инициативы  

Закрыть

Выберите файл