Результаты поиска

Опубликовано 18.12.2013

Необходимо 20 000

Собрано   22.47% 4 493

Против 19

Экология



Перейти к циклам производства и потребления по принципу «ноль отходов»

Программа очищения Земли.

В целях создания благоприятных условий для жизни людей, для улучшения здоровья нынешнего и будущих поколений жителей РФ (наших детей и внуков), для сохранения и восстановления природы и в связи с быстрым продвижением закона о родовых поместьях, предлагаю

принять программу очищения Земли.

В первую очередь очищение Земли от свалок мусора и переход к производству на основе принципа «ноль отходов».

В настоящее время во многих регионах РФ сложилась тяжёлая, а в некоторых – катастрофическая ситуация с накопившимися отходами. Города тонут среди своего бытового и производственного мусора. Мусоросжигательные заводы (МСЗ) загрязняют воздух, почву и воду вредными для здоровья людей и природы выбросами. Существующее законодательство в экологической области, в направлении охраны окружающей среды, регулирующее отходы производства и потребления, явно недостаточно, чтобы решить эти проблемы. Поэтому предлагаю

использовать положительный опыт Сочи, Краснодарского края, олимпиады и с помощью пошаговой программы перейти на всей территории РФ к обращению с мусором по принципу «ноль отходов».

«Ноль отходов» в Сочи предполагает раздельный сбор мусора и сокращение трудно утилизируемой упаковки на территории игр. В более общем смысле действие принципа направлено: на экологическое проектирование, на сортировку мусора, его переработку и повторное использование, на ответственность производителей за минимизацию и в дальнейшем прекращение выработки продукции, которую нельзя вторично использовать или безвредно переработать.

Цель – преобразовать существующие линейные процессы производства отходов и избавления от них в природные круговые замкнутые циклы, когда всё, что взято, должно вернуться обратно. Позволяющие использовать ресурсы, содержащиеся в муниципальных отходах и создавать рабочие места, связанные с их переработкой.

Внести изменения в проект Федерального закона "О вторичных материальных ресурсах", чтобы нацелить закон на выполнение программы «ноль отходов» на территории РФ к 2020 г.

В начале и на каждом шаге реализации программы необходимо через СМИ оповещать жителей о целях, задачах, методах и этапах её выполнения. В соответствие со ст. 5, 6 № 89 – ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах производства и потребления» и ст. 5, 6, 71, 72, 74 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7- ФЗ «Закон об охране окружающей среды». Привлечь к выполнению программы как можно больше жителей, общественных организаций, бизнесменов, предпринимателей, руководителей предприятий и компетентных экспертов.

На первом шаге программы «ноль отходов» (и на следующих) необходимо использовать данные государственного мониторинга введённого в действие постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 N 177 (государственного экологического мониторинга) и мониторинга вторичных материальных ресурсов (ВМР), предусмотренного проектом ФЗ "О ВМР", ст. 5. А также использовать данные государственных и региональных кадастров отходов, федерального классификационного каталога отходов, государственный реестр объектов размещения отходов и др. данные государственной статистической отчётности.

В случае вступления в силу ФЗ "О ВМР", ст. 5, передать все данные в специально уполномоченный федеральный орган государственного управления вторичными материальными ресурсами (СУФОГУВМР). А до этого уполномочить Государственное учреждение Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами (ГУ НИЦПУРО) собрать все доступные данные по ВМР.

ГУ НИЦПУРО изучить опыт Сочи, Краснодарского края, олимпиады, Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Казани,Омска и др. регионов РФ по внедрению элементов принципа «ноль отходов», а также опыт других стран. И проанализировав эффективность различных вариантов, дать рекомендации для органов исполнительной власти всех уровней по внедрению программы в регионах РФ, рекомендации по размеру платы за утилизацию отходов разных видов, о которой речь пойдёт далее.

В ст.17 проекта ФЗ "О ВМР" предусмотрена ответственность производителей продукции за сбор и переработку некоторых видов продукции и упаковочного материала, в том числе и плата. Программа предусматривает введение платы за долю отходов в продукции конечного потребления (а также за упаковку), которая попадает к потребителю и затем – в мусор.

На первом шаге программы федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы управления муниципальными образования, участвующие в управлении ВМР должны согласовать с ГУ НИЦПУРО размер этой платы для разных видов продукции и упаковки в соответствии с затратами на их утилизацию.

Cт. 15 и 16 проекта ФЗ "О ВМР" обязывают физических лиц (граждан) раздельно собирать свои отходы и сдавать в пункты и в контейнеры для селективного сбора ВМР. А органы управления муниципальными образованиями обязаны обеспечить всё необходимое для такой селекции.

Для успешного выполнения этих пунктов программа предусматривает материальное вознаграждение для жителей, участвующих в селекции отходов. Либо в денежном выражении, либо в полном освобождении от платы за вывоз мусора + пополнение счёта на капитальный ремонт жилища граждан (по договорённости). Средства для этого поступают от реализации ВМР и платы за утилизацию, о которой речь шла ранее.

Поэтому на первом шаге программы муниципальные власти должны провести подготовку к введению селекции отходов, обсудить с жителями, предпринимателями, бизнесменами, руководителями предприятий условия, сроки, виды мусора, подлежащего селекции и т д.

И также предложить бизнесу поработать над сокращением количества образующихся в ходе производства отходов, вывозимых на свалки. А руководителям предприятий –проанализировать всю цепочку производства, найти и исключить точки необоснованного использования избыточного количества материала.

Только после этого вводить селекцию отходов для жителей и предприятий по мере готовности.

Первый шаг программы включает в себя и отказ от проектирования и от строительства новых МСЗ без крайней необходимости, без полной сортировки мусора, без строгого контроля окружающей среды. На втором шаге программы «ноль отходов» полностью отказаться от проектирования и строительства новых МСЗ.

В тех регионах, где ситуация с объёмами накопленного мусора катастрофическая или близка к таковой по данным мониторинга, вместо новых МСЗ осуществить проектирование и строительство новых мусоросортировочных (МС) и мусороперерабатывающих (МП) мощностей.

На втором шаге программы ввести 100% сортировку ВМР, поступающих на действующие МСЗ и осуществлять строгий контроль за отходами и выбросами МСЗ там, где это ещё не реализовано (согласно ст. 5, 6, 66, 69 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7- ФЗ «Закон об охране окружающей среды»).

На втором шаге программа предусматривает введение селекции мусора и отходов производства там, где это ещё не сделано, минимум по одной позиции: отделять неорганическое вторичное сырьё от органических остатков. И усиливать финансовое стимулирование граждан, общественных организаций, предпринимателей, бизнес, участвующих в этой программе. Особенно тех, кто вводит селекцию по нескольким позициям (бумага, пластиковые бутылки и т д).

Средства для этого обеспечивают СУФОГУВМР и органы управления ВМР субъектов РФ, осуществляющие координацию деятельности базовых отраслей промышленности, потребляющих ВМР , а также органы управления муниципальными образованиями за счёт целевых программ переработки и повторного использования ВМР (согласно проекту ФЗ "О ВМР", ст. 5, 6, 7).

На втором шаге программы вводится плата, там где это ещё не сделано, за долю отходов в продукции конечного потребления (в том числе за упаковку), которая попадает к потребителю и затем отправляется в мусор. Для трудно утилизируемых отходов и упаковки устанавливается максимальная плата, чтобы стимулировать производителей к их сокращению и переходу на новые экологические материалы (при сохранении прежних объёмов производства).

Проект ФЗ "О ВМР" предусматривает множество мер для уменьшения объёма отходов на свалках: налоговое и тарифное регулирование, разрешительную систему размещения отходов и т д.

На втором шаге программы, наряду со всеми предусмотренными мерами, проводится также финансовая стимуляция тех производителей продукции, кто значительно сократил объёмы отходов вывозимых на свалку и/или сократил долю отходов в выпускаемой продукции (при сохранении прежних объёмов производства). Средства для этого должны поступать от увеличения платежей за размещение отходов на свалках для бизнеса, не участвующего в программе (проект ФЗ "О ВМР" ст. 20).

На третьем шаге программы «ноль отходов» судьба каждого работающего МСЗ решается на основе данных о чистоте окружающей природы, здоровья жителей и их волеизъявления.

Ставится задача, чтобы весь бытовой мусор проходил селекцию минимум по одной позиции и при этом хотя бы половина всего объёма мусора по нескольким позициям (алюминиевые банки, отходы х/б и т д). Производственные отходы также должны проходить селекцию, за что ответственность несут сами бизнесмены.

К концу третьего шага половину всего мусора и отходов необходимо перерабатывать или компостировать. Это достижимо за счёт увеличения стимулирования жителей и бизнеса, участвующих в программе и увеличения платежей за размещение отходов на свалке (без селекции). А также увеличения платы за долю трудно утилизируемых отходов в продуктах потребления и т д.

Что приведёт к сокращению объёмов мусора и отходов, которые не проходят селекцию и не перерабатываются во вторичное сырьё.И к сокращению затрат на утилизацию. Введение значительных налоговых льгот, льгот по арендной плате и по стоимости перевозок (согласно проекту ФЗ "О ВМР" ст. 18) приведёт к тому, что бизнесу более выгодно заниматься переработкой и утилизацией отходов собственного производства, чем платить за это.

На четвёртом шаге программы «ноль отходов» необходимость в МСЗ постепенно отпадает, так как производство переходит на замкнутый безотходный природный цикл – «ноль отходов». Ставится задача полной селекции бытового мусора и производственных отходов по максимально возможному количеству позиций. Задача полной переработки и использования всех ВМР.

Максимально сокращается доля отходов в производстве и потреблении, возрастает экологичность отходов. Бизнес сам собирает отходы своего производства и бытовой мусор, перерабатывает их и пускает снова в производство, строя замкнутые циклы. Это становится более выгодным способом производства благодаря финансовой и экономической стимуляции такого рода деятельности.

Мусор на оставшихся свалках весь идёт на селекцию и переработку. Отношение к мусору меняется. Теперь это ценное вторичное сырьё. Так как использование первичных естественных ресурсов обходится всё дороже из-за больших затрат на восстановление природного баланса, природной среды (см.проект ФЗ "О ВМР" ст. 21, 22, 23 и Федеральный закон от 10.01.2002 N 7- ФЗ «Закон об охране окружающей среды»).

После выполнения программы «ноль отходов», все свалки мусора исчезают с лица Земли. Освобождается много гектар для желающих переехать в родовое поместье недалеко от города и заняться восстановлением природы.

Обсуждение инициативы  

Закрыть

Выберите файл